Cуществует ряд текстов, основные идеи которых были сформулированы мной в конце прошлого тысячелетия. Эти тексты отражают моё видение места интеллектуальных игр и, в частности, Бриджа в современном обществе. Причём, по понятным причинам, в первую очередь меня занимает отношение к интеллектуальным играм и к концепции "Умственная игра - Клубное пространство - Клуб умственной игры" отечественного общества. Предлагаю вниманию посетителей форума небольшой фрагмент из тех моих сочинений.


К определению умственной игры.


Школьные и даже университетские программы так называемых точных и естественных наук предлагают учащимся готовые алгоритмы решения задач. Причём, предметом самих наук, исключая математику, являются объекты, находящиеся в процессе изучения. Вопрос об исчерпаемости (конечности) этого изучения открыт. Лишь единицы из всего множества людей, приступающих к изучению наук, ознакомившись с теориями и алгоритмами, существующими в выбранной узкой области, добираются до творческой научной деятельности. Деятельности, которая связана с созданием новых теорий, формулированием задач, в том числе экспериментальных, и построением методов их решения. Как правило, и эти теории, и эти методы порождают свой специфический язык, применяемый исключительно в этой узкой научной области. То есть, развитие наук в узко специализированных направлениях вносит в общественные отношения разобщающую тенденцию.

Игра, в нашем понимании, - это отношения между людьми, построенные на строго определённом взаимодействии строго определённых материальных объектов. Процедура взаимодействия материальных объектов игры описывается относительно небольшим количеством знаков. Это описание - правила взаимодействия предметов игры - обычный человек воспринимает и усваивает за считанные минуты, в редких случаях часы. В отличие от предметов наук, предметы (материальные объекты) игры значительно более просты и однозначны для субъективного восприятия человека. Форма, цвет, взаимное расположение и ориентация, другие физические параметры предметов игры, воспринимаемые человеком посредством зрительных и осязательных ощущений, почти не оставляют возможности для неоднозначного восприятия игровой ситуации различными людьми.

Для восприятия игровой ситуации в играх с неполной информацией большее значение приобретает умение делать выводы из игровой (санкционированной правилами) информации. Решающим для успеха в игре является умение планировать собственные действия, прогнозировать действия других участников, корректировать эти планы и прогнозы по мере появления новой информации.

Мы говорим об умственных играх как о конкурентных отношениях, формализованных в высокой степени. Нормы и традиции этих игр веками (тысячелетиями) хранят и созидают культуру конкурентных отношений. Неотъемлемую часть этой культуры составляет этика игры. Этика побуждает игрока затрачивать необходимые усилия по недопущению со своей стороны действий, могущих принести выгоду, которая считается незаконной, или может быть таковой оценена. В качестве универсального средства общения и формы досуга умственные игры выполняют (могут выполнять) функции интеграции общества и развития гражданского правового общества.

Существует несколько десятков игр, в том числе карточных, которые в условиях качественного клубного пространства способны наладить диалог народ - власть. Результатом этого диалога может стать, с одной стороны, осознанное всё более обязательное отношение к Закону, а с другой стороны, - быстрая обратная связь с сообщениями о недостатках Закона. Следствие: повышение культуры законотворчества, качества Законов, эффективности законодательства.