Бриджклуб.ru

Почему надо преподавать бридж?

Александр Сухоруков

Начальная школа, #2, 1994

к предыдущей странице

     Для россиян это действительно вопрос. Бридж у нас неизвестен. Разве что какой-нибудь вариант "ялтинского дурака" обзовут бриджем, а потом удивляются – почему это с ним так носятся? И приходится, как обычно, апеллировать к старушке Европе. А там ежегодно в Амстердаме проходит недельный семинар для школьных учителей бриджа. Со всей Европы съезжаются перенять новые прогрессивные методики французских и голландских теоретиков обучения. В Европе с 1994 года будет проводиться чемпионат среди школьников.
    Учат, конечно, не только школьников. Так, в академиях НАТО бридж является обязательной дисциплиной. Бридж стал неотъемлемой частью культуры западного общества. Общепризнано, что бридж – это модель жизни. Разобравшийся в бридже в этом уже мире не пропадет.
    Что такое игра? Вы должны действовать по некоторым законам, навязанным обществом, но в рамках этих законов Вы свободны в принятии решения. И чем более игра интеллектуальна, тем более она адекватна жизни.
    Почему тогда не шахматы? "Шахматы расцветают там, где задавлена мысль", – эти слова Алехина, объясняющие, почему карты у нас были запрещены. Вы, конечно, читали Эдгара По "Убийство на улице Морг". Обратите внимание на небольшое эссе о шахматах, висте (прообразе бриджа) и интеллекте (в начале рассказа). Я надеюсь, что Ваши сомнения рассеются.
    К тому же карты всегда магическим образом притягивали и детей, и взрослых. Пусть уж лучше будет бридж, чем "очко"! Бридж содержит жесткие этические рамки, исключающие мошенничество. Этика, конечно, не только в этом, но только в бридже она является краеугольным камнем.
    Я Вас убедил? Ну, может быть, хоть поколебал Ваше предубеждение к картам?! Тогда берите колоду и идите к детям!
    Вы не умеете играть в бридж? А это и не страшно. Бридж – вершина. Восхождение на нее не бывает быстрым. Сначала необходимо подготовить снаряжение, обучиться навыкам, потренироваться на горках, а уж потом...
    Не забудьте о родителях. В прошлом году одна девочка, увидев карты, убежала к дверям – ей мама запрещала даже прикасаться к картам (кстати, она оказалась отстающей по всем предметам).
    Я начинаю с пасьянсов. Простейший – "Клондайк" ("Косынка") совсем не прост для первоклассника. Он практически впервые сталкивается с необходимостью сознательного выделения признаков для классификации в процессе сопоставления различных вариантов перестановки карт. Такая работа (а для него – игра) заставляет приучаться к концентрации внимания. А это вообще альфа и омега преподавания – будет внимание, будет и обучение.
    Затем пасьянсные игры, – лучшая среди них, по моему мнению, – это "Леопард", разработанная Робертом Абботом из Нью-Йорка. В середине 60-х годов эта игра покорила Америку и Европу.
     В процессе освоения игр необходимо вызвать в учениках интеллектуальное соперничество. Лучшим способом является турнир – каждый играет с каждым. Места распределяются по сумме очков. В конце четверти и года определяется победитель конгресса игр (за занятые места в отдельном виде присуждаются очки). Чтобы определить победителя в пасьянсах, я сажаю учеников по двое: один раскладывает, а другой контролирует – за каждую замеченную ошибку начисляется очко, и игроки меняются местами.
    Следующие игры – обучающие подсчету очков (а это и обучение арифметике), такие, как "Кункен" и "Тамлин" (в 1-м классе начинать можно и с простейшего "Огурца", чередуя с пасьянсами). И только после этого можно переходить к взяточным играм ("Uр and down" и т.п.). Вершиной таких игр в нашей стране всегда был преферанс – игра наших интеллектуальных слоев (а в Китае все политбюро играет в бридж – поэтому оно все еще во главе страны). К этому времени Вы уже должны и сами разобраться чуть-чуть в бридже или попытаться сделать это вместе с учениками.
    Большую помощь Вам окажет журнал "Бридж в России", главным редактором которого я являюсь (вечером отвечу на любые вопросы – 169-36-01).
    Обучение детей карточным играм позволяет ненавязчиво передавать интеллект учителя ученикам, так как нет жестких рамок урока, заставляющих втискивать в детей определенную долю информации, постулируемую программой. Кроме сопутствующей информации (например, что такое аббревиатура или как называются карты по-английски) ученики получают свободное поле для рефлексии. Бридж – игра парная, она учит критическому осознанию своих мыслей и поступков в ракурсе рефлексии партнера – именно это и делает ее моделью жизни. (Кстати, на начальном этапе обучения старайтесь подбирать именно парные игры – тот же "Дурак два на два".) За год обучения детей начальных классов (именно в классах) я не нашел каких-то стандартных приемов, может быть, их и не существует. Интеллект преподавателя должен служить путеводной звездой, направляющей формирующиеся умы в страны Знания и Умения. Каждый идет по ней своей дорогой. И тот учитель хорош, который, направляя весь класс, может указать и индивидуальный путь каждому ученику.
    А в заключение хочу привести слова Сомерсета Моэма: "Была бы моя воля, я сделал бы обучение детей бриджу обязательным. В будущем это может оказаться для них весьма полезным, ибо в бридж можно играть до тех пор, пока хватает сил сидеть за столом и зрения для различения одной карты от другой. Когда сведены счеты со всем прочим – спортом, любовью, карьерой – бридж остается утешением и развлечением".



^Вернуться к предыдущей странице

^-Вернуться к Титульной странице